К двум годам даже самые молчаливые детки начинают
говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить
целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у
ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.
Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не
нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия,
·Для
того чтобы ваш ребенок заговорил, вы должны вести с ним постоянный
односторонний разговор, даже если вам иногда кажется, что это бессмысленно и
ребенок не обращает внимания на вашу речь. Спокойно и членораздельно называйте
все предметы, которые вы показываете ребенку. Повторяйте это по нескольку раз.
·Ни
в коем случае не говорите с ребенком на «детском» языке, сюсюкая, картавя и
искажая слова. Это может запутать ребенка и не поможет в освоении правильной
речи.
·Разговаривайте
с ребенком, чем бы вы ни занимались. Рассказывайте ему про все, что вы видите с
ним на прогулке: про деревья, цветы, детей, которые играют, и т. д.Когда вы переодеваете малыша, называйте
предметы одежды, части тела; когда накрываете на стол, объясняйте, где стол,
стул, тарелка, ложка и т. д.
·Читайте
ребенку книжки с картинками, рассматривая и объясняя ему картинки. Находите на
картинках знакомые малышу предметы и старайтесь показать и объяснить новые.
Вначале читайте самые простые книжки или легко запоминающиеся стихи. Родителям,
конечно, неинтересно читать одно и то же, но малыши любят по многу раз слушать
одни и те же истории. Чтение книжек с картинками лучше помогает приобщить
малыша к чтению и к тому же развивает речь.
·Пойте
ребенку простые песенки, повторяйте их часто, пусть ребенок при этом хлопает в
ладошки или притопывает ножками. Все это будет пополнять его словарный запас.
·Поощряйте
любые попытки вашего малыша говорить, даже если вы ничего не поняли. Постепенно
вы научитесь понимать его речь, а пока пытайтесь угадывать его желания по
косвенным признакам и задавая вспомогательные вопросы. Если ребенок трет
глазки, спросите его: «Ты устал и хочешь спать?», если он тянется к чашке: «Ты
хочешь пить?» В случае, если вы совсем не поняли ничего из сказанного малышом,
проявите заинтересованность фразой вроде: «Гм-м, это очень интересно».
·Если
вам удалось понять, что хочет ребенок, четко повторите все, что он сказал: «Ты
хочешь сока?», «Да, это зайка». Говорите четко, ясно, выразительно.
·Кроме этого, развивайте пальчики
ребенка. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна
уже давно. Еще наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа
"Ладушки" и "Сорока кашу варила".Множество
игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые
разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых
подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и
кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику
рук, – пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и
др.
Упражнения на координацию речи с движеньем: игры
малой подвижности «зайка серенький сидит», «Пузырь», «Три медведя» и т.д
Помните, что развивая тонкую моторику,
Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее
преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
·В 2 года кроха знает достаточно много
звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он
заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не
нужна.
·Если у малыша нет неправильного прикуса
или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться,
займитесь развитием речи малыша. Начните развивать речевое дыхание, голос. И
проблема решится сама собой.
Произношение
некоторых звуков требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.(
свистящие, шипящие, звук Р)
Упражнения
развитие направленной воздушной струи: «перышко лети», «мыльные пузыри»,
«свистульки», «подуй в дудочку», «надуй игрушку», «флажок»;
Упражнения
на развитие речевого дыхание:
Правильное
речевоедыхание – основа для
нормального произношения. В речевом дыхании участвует голос.
·Наверняка вы заметили, насколько дети
любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять
его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не
только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3
лет.
·Для произношения многих звуков большое
значениеимеет сформированность органов
артикуляционного аппарата (подвижность языка, губ,щек), И чтобы облегчить изучение этих звуков,
делайте зарядку для языка и губ. Артикуляционные упражнения помогают в быстром
их формировании и развитии речи.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время
умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и
воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО»,
«ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты. («Поцелуй маму», «Слоник»
или «Надуй шарик»)
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте
губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про
уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит
кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка. ( Вкусное варенье)
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка
разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы». (Улыбнись
маме)
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для
развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет
говорить.
Нет на земле гимна торжественнее, чем
лепет детских уст.