Конспект открытого итогового занятия по
развитию речи
в старшей группе. Тема: «В путешествие за солнечными
лучами»
Автор – составитель
воспитатель
МДОУ Центра развития
ребёнка – детского сада №57 «Одуванчик»
Ревека Е.В
Коррекционно-образовательные
цели.
Закрепление представлений о весне
и ее приметах.
Уточнение, расширение и
активизация словаря по теме «Весна».
Совершенствование грамматического
строя речи:
согласование числительных с
существительными; образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов;
Совершенствование навыка составления описательного рассказа по
схематическим изображениям;
Совершенствование навыка чтения слов;
Совершенствование навыка математических
представлений;
Коррекционно-развивающие
цели.
Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания,
мышления, координации речи с движением;
Коррекционно-воспитатаельные
цели.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование.
Письмо, фонарик;
Картинки с изображением: сосулек, проталины, насекомых,
скворечника, скворца, медведя;
Схемы
описательного рассказа, карточки с пиктограммами,
карточки в виде проталин с разным количеством цветов;
Нарисованные изображения солнца, дерева, лучи с буквой и
цифрой, зеленые листики;
Голубая ткань для ручейка, камень;
Музыкальное сопровождение;
Ход занятия
Орг. момент:
В: - Реб. посмотрите какое чудесное весенние утро, сколько гостей к
нам пришло. Давайте
поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро
Скорей
проснись
Солнцу шире
улыбнись. (2р)
В: - Реб. а сейчас поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)
Смотрит
солнышко в окошко
Светит в нашу
комнатку
Мы захлопаем
в ладоши
Очень рады
солнышку.
В: - Ой ребята
Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите письмецо
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо.
(В.
обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)
Письмо:
Дорогие ребята, я весенние
солнце.
Послала я свои
солнечные лучи землю согреть, а они от меня спрятались.
Помогите мне пожалуйста их
найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.
В:- реб. а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не
найдутся?
(Предположения детей)
В: - Реб. вы хотите помочь солнцу?
Д:- Да.
В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.
1
часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает
на картинку с изображением сосульки. Дети подходят к этому месту.)
В: - Реб. угадайте, что согрел
солнечный луч.
Висит за окошком кулек ледяной
Он полон капели и пахнет
весной.
Д: - Сосульку.
В: - Реб. а как называется весенние явление, когда с крыш капают
сосульки?
Д: - Весенняя капель.
В: - послушайте внимательно, как капает капель и повторите:
Перестук, перезвон:
кап-кап, дон-дон.
(В. предлагает детям разделиться на две
группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с хлопками, мальчики с притопыванием.)
Перестук, перезвон: кап-кап-кап,
дон-дон-дон.
(В предлагает детям
разделиться по парам. Одна пара хлопает, другая топает, третья с хлопками по
коленям, четвертая с хлопками над головой.)
(Д. повторяют ритм)
В: - Молодцы реб, вот какая
веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли, идем дальше.
2 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением
проталины.)
В: - Реб. а что сейчас согрел солнечный луч?
Д: - Весеннюю проталину.
В:- А что это такое?
Д: - Место, где стаял снег и открылась земля.
В:- Реб.угадайте, какой цветы
выросли первыми на проталине:
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Д:- Подснежники.
В: - реб, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и
посчитайте сколько голубых подснежников выросло на ней.
(Д. считают свое количество и
называют) (согласование числительных с существит.)
Д:- на моей проталине выросло два голубых подснежника, три и т.д.
В:- Молодцы, можем отправляться дальше. Какой
по счету мы луч нашли?
Д: - второй.
3 часть
В: - Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на волнистую
дорожку, на полу)
В:- реб. угадайте, что согрел следующий луч.
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка.
Д:- ручей.
В:- Назовите ласково наш ручей.
Д:- ручеек, ручеечек.
В:- реб. давайте освежимся у
ручья и снимем усталость: (речь с движением)
К ручейку мы все
спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
В:- реб смотрите камушек. Поиграем?
Камушек друг другу
передай
Что делает весенний
ручеек называй!
Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет.
В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.
4 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В светит фонариком на картинки с изображением
насекомых)
В:- реб. кого согрел луч?
Д: - насекомых.
В:- Мальчики выберите себе насекомое которое не летает, а девочки,
которые летают и назовите их со словом
«много». (образование сущ. в родит. падеже)
Д: - бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.
В:- Молодцы, а вот и луч, какой он по счету?
Д:- четвертый.
Игра
В:- реб. а хотите поиграть с огоньком?
Огонек, поиграй с ребятами
дружок.
(В. светит фонариком в разные
стороны групповой комнаты и на предметы, дети водят глазами и говорят где находиться свет)
В: - Где огонек?
Д:- На потолке, под столом, на стуле, на полу, в шкафу и т.д.
В:- немного отдохнули, продолжаем наше путешествие.
5часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на картинку с изображением
скворечника)
В:- реб. кого согрел луч в этом домике?
Д:- скворца.
В:- А как вы догадались?
Д:- Потому что этот домик называется скворечник.
В:- А что вы знаете про эту птицу? Расскажите, а помогут вам схемы.
(Дети описывают птицу)
В:- А еще скворцы могут петь голосами других птиц.
А каких перелетных птиц вы еще знаете?
Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.
В:- Молодцы, еще один луч нашли.
Какой он по счету?
Д: - Пятый.
6 часть
В:- Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
В:- Реб. если вы отгадаете загадку, то узнаете, кого согрел и разбудил
луч.
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Д:- Медведь
В:- Реб. назовите медведю медвежьи слова, а помогут вам пиктограммы.
(на столе разложены пиктограммы
изображением вниз, дети по очереди называют родственные слова)
Д:- Медведище, медвежата, медвежонок, медведица, медвежоночек,
медвежий, медвежьи, медвежья и т.д.
В:- Молодцы, вот и еще луч.
7 часть
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.
(В. светит на плакат с изображением
дерева)
В:- Что согрел этот луч?
Д:- дерево.
В:- Реб. покажите и назовите,
из каких частей состоит дерево?
(Д. показывают и называют)
Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья, крона.
В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве?
Д:- Не хватает листьев.
В:- реб. подарим нашему
дереву листья и назовем свой листик
красивым словом.
(Д. берут листик и
приклеивают на ветви дерева).
Д:- Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой
листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий, мой листик молодой, мой листик дубовый, березовый, и т.д.
В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвою, и еще один луч нашелся.
Какой он по счету?
Д:- Седьмой.
В:- Ой реб. огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи, и путешествие
наше закончились. Солнце благодарит вас
за помощь и говорит вам что-то. Хотите узнать? Давайте разложим лучи вокруг
солнца.
(В.
и д. раскладывают лучи вокруг солнца)
В:- Прочитайте буквы на солнечных лучах, а цифры вам помогут.
(Д.
читают слово «спасибо»)
В:- Реб. так какое важное дело делают солнечные лучи?
Д:- согревают землю, дают жизнь нашей планете.
|